Category:

История ЕГАИС Российского. Часть 1

Мне показалось, что вопрос об истории развития ЕГАИС сейчас может быть особенно актуален. В первую очередь, потому что сегодня систему пытаются масштабировать во многие сферы производства. Это позволяет сказать, что перспективы для развития огромны: от ритейла до оборонной промышленности. А во-вторых, мне хотелось сделать не просто материал, а глубокое исследование по развитию и внедрению ЕГАИС, которое будет интересно не только узким специалистам, но и более широкому кругу читателей. Я все чаще получаю запросы от читателей моего блога на освещение более общих тем, которые затрагивают не только технические вопросы. Возможно, мои усилия будут интересны и специализированным порталам, где можно вести свои авторские колонки. И в будущем я смогу выйти за рамки ЖЖ. 

Ниже первая часть обзорного материала по истории развития и внедрения ЕГАИС. Я составил «историческую ленту» событий от идеи ЕГАИС до сегодняшнего момента. В этой, можно сказать, вводной части описано начало начал: от статьи в Вики до подзаконных актов, статей экспертов и т.д.

Итак, обратимся к Вики, для базовых вводных. 

ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) стала результатом Федерального закона № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» 

На данный момент существуют 2 определения ЕГАИС: 

1 Назовем ее базовой  

ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система) — автоматизированная система, предназначенная для государственного контроля над объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2 определение стало результатом внедрения ЕГАИС в другие отрасли

ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней) — является федеральной информационной системой, созданной в целях обеспечения учета древесины, информации о сделках с ней, а также осуществления анализа, обработки представленной в нее информации и контроля за достоверностью такой информации. Правообладателем информации является Российская Федерация, от имени которой правомочия правообладателя информации осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/0c8b8cf1fddf39c1b53c13c31da8267e2749fb6a/

2005 год

Был запущен первый вариант ЕГАИС для обязательного использования на предприятиях, работающих с оптовыми партиями спиртосодержащей продукции. Система была разработана НТЦ «Атлас», подведомственной ФСБ.

По мере работы были выявлены недоработки с точки зрения законодательно-нормативной базы, контролирующей разработку и внедрение ЕГАИС. 

К  ЕГАИС подключаются организации оптовой торговли алкогольной продукцией

2006 год

С 1 января 2006 было запрещено производство алкоголя без федеральных специальных марок (ФСМ) и учета их в ЕГАИС.

Это, на мой взгляд, имело сокрушительное влияние на рынок алкоголя, которому не предоставили готовой работающей схемы перехода на ЕГАИС и ФСМ.  Во-первых, марок поначалу просто не было,  а потом они стали появляться, но не в достаточных количествах. Постановление о выпуске марок было принято правительством лишь в последние дни декабря, в результате чего Гознак успел к началу года в авральном режиме выпустить лишь небольшую часть от необходимого количества акцизов. Производство остановилось. По имеющимся данным, первая печать ФСМ была произведена одним из крупных заводов Московской области в начале февраля 2006 года.

И второе, самое главное, ЕГАИС не заработала в срок на всю мощность. И вышло так, что многие заводы встали. Выяснилось, что многие ликероводочные и вино заводы не могут ввести в ЕГАИС реквизиты своих партнеров, оптовых организаций, без чего невозможно отправить им продукцию. Кроме того, те производители и импортеры, которые располагают товаром с новой маркой, также не могут отгрузить ее оптовикам, потому что система не фиксирует этих сделок. 

Итог встало большинство ликероводочных заводов страны на срок около 1,5 месяцев.

*По оценкам исполнительного директора национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина, не было разлито около 15 млн дал. 

Участники рынка озаботились коллективной жалобой Владимиру Путину даже относительно качества самой акцизы.  Любые механические воздействия на марку, к примеру, протирка бутылки влажной тряпкой от пыли, приводит к невозможности считывания штрих-кода сканером.

Март 2006

Роспотребнадзор ввел запрет на ввоз и торговлю вином из Грузии и Молдавии в связи с тем, что в них были обнаружены вредные для здоровья вещества. Но на самом деле, в кругах алкогольных производителей открыто говорилось о том, что эта мера направлена на поддержку внутреннего рынка и отечественных производителей.

Апрель 2006

Введение запрета на закупку импортного алкоголя без федеральных специальных марок (ФСМ). Этот этап протекал более болезненно, чем предыдущий, во многом потому, что импортеры спиртного, в отличие от производителей, никогда не работали с подобными учетными системами.

* Перед началом работы по нанесению штрих-кода информация о продукции должна была быть внесена в базу данных для формирования справочников. В случае отечественной продукции пополнение справочников осуществлялось через РЦУК и ФЦУК, но ни ФНС России, ни ФТС России не вели базу данных импортной продукции. В отсутствие ведомства, ответственного за внедрение ЕГАИС, представители этих двух государственных структур не смогли договориться о том, каким образом в системе будут сформированы справочники импортной продукции, и решение проблемы было отдано на откуп компаниям-импортерам, которые, в свою очередь, не торопились самостоятельно заниматься ее решением. 

1 Июля 2006

Официальное прекращение продажи алкоголя со старыми марками. Итог: апогей алкогольного кризиса. 

Многие заводы по всей стране прекратили производство алкогольной продукции, с полок исчез алкоголь со старыми акцизками. 

Правительство заявило об  отладке системы к Августу 2006.

Август 2006 года

Заявление А. Кудрина, тогдашнего министра финансов,  что  система не работает. По его мнению, ответственность за это должны разделить все ведомства внедрявшие ЕГАИС: Минфин, Минсельхоз, МЭРТ, таможня и налоговая служба. Но он ничего не сказал о том, когда все-таки заработает система. 

28 Августа 2006

Вводится временный порядок фиксации в «ручном» режиме сведений об обороте спирта и спиртосодержащей продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета (ЕГАИС). Изменения коснулись случаев, когда организация попросить налоговую службу записать данные посредством дискет и ручного ввода сведений. 

Сентябрь 2006

Открыт учебный центр ЕГАИС, организованный СУАР совместно с НТЦ «Атлас». Проводимые специалистами обслуживающих организаций в июле 2006 года занятия были бесплатными, а стоимость двухдневного курса СУАР составляла 15 тыс. рублей. Можно смело утверждать, что казна разработчиков системы ЕГАИС (НТЦ ФГУП «Атлас») и организаторов обучения (СУАР) пополнится внушительной суммой.

27 Сентября 2006

Приказ ФНС России от 27 сентября значительно усложнил работу «ручного» режима. Такое решение принято ФНС России в связи с появлением случаев необоснованного использования этого режима работы. Технической необходимости в таком режиме работы уже не было, и организации пользовались им в основном при дублировании электронных отправок «для надежности». Одновременно «ручник» пришелся по душе тем, кто не был заинтересован в оперативном предоставлении сведений об отгрузках.

Октябрь 2006 

По мнению прессы, к этому времени единственной объективной проблемой ЕГАИС остается неполучение адресатами высланных им документов. Это было связано с принципом адресации в ЕГАИС по коду организации, ИНН и КПП. Например, смена КПП в организации является достаточно распространенным явлением, а обновление справочников в системе организаций-отправителей может быть не выполнено. 

ФНС и НТЦ ФГУП «Атлас» через обслуживающие организации в регионах занимались решением этой проблемы, то есть поиском накладных в ЦУКах отправителей и исправлением в них реквизитов по данным ЦУКов получателей. 

Одновременно проводилась разъяснительно-просветительская работа о необходимости регулярного обновления справочников системы.

Октябрь 2006

К этому моменту к системе ЕГАИС подключились 489 организаций–производителей алкогольной продукции (из 565 имеющих лицензию на 1 сентября), 2339 оптовиков и 111 импортеров. 

- Сокращение импорта алкоголя с апреля по июль 2006 г.  на 87%. 

Ноябрь 2006

2 ноября 2006 года ФНС РФ отменило «ручной» режим работы с ЕГАИС.

С какими проблемами столкнулись первые пользователи ЕГАИС?

- Отсутствие единых справочников продукции. Эти справочники, если исходить из логики организации процесса, должны быть сформированы в ФЦУКе и отправлены по цепочке вниз вплоть до конечных пользователей, но организовать эту работу было некому, поэтому на первом этапе алкогольным компаниям разрешили вводить данные самостоятельно.

- Администраторы ЦУКов оказались абсолютно неподготовленными к обслуживанию новой системы. 

- Каналы связи ЦУКов, имеющие пропускную способность 256 кб/с, и устаревшие серверы ФНС России, которые были заменены только в конце лета 2006 года, не выдерживали нагрузки лавинообразного роста числа клиентов ЕГАИС, что приводило к многочисленным сбоям в работе сети.

- Тогда же довольно остро стояла проблема исправности канала между РЦУК и ФЦУК. В основном неисправности возникали ввиду неправильных настроек ведомственного межсетевого экрана «Дионис» (отсутствовал ping, не пропускались криптопакеты больше определённой длины).

*Кто-то из форумчан по теме ЕГАИС охарактеризовал ее как «приложение, которое, при размере в три мегабайта, требует для работы гигабайта памяти и трех гигагерц тактовой частоты процессора, но при этом все равно умудряется безбожно тормозить — накладная сохраняется 4 мин 23 сек. Программа, половина интерфейса которой на английском, а половина на русском. Программа, которая в окне сообщения об ошибке пишет "Game over"

- Недоработанной оказалась и процедура складского учета — в программе не был предусмотрен учет остатков продукции, вследствие чего пользователи были вынуждены искать обходные пути, например, проводить отгрузку товара самому себе. Не существовало никаких нормативных документов, каким образом должен списываться «бой».

- Программа различала организации по индивидуальному налоговому номеру и коду причины постановки их на налоговый учет. В результате, все объекты организации, подлежащие раздельному бухгалтерскому учету в рамках одного юридического лица (например, производство и оптовый склад) воспринимаются системой как одно и то же.

- Лютый интерфейс. Интерфейс программы не обладал какой-либо степень забилити. Например, одно из основных окон программы — коммуникатор — содержит огромное окно статистки, которое остается пустым, если соединения нет, и в котором появляется широкая красная полоса, если соединение есть. Еще большее недоумение пользователей вызвало окно с информацией о входящих и исходящих сообщениях, которое содержит адресе отправителя, адресе получателя, сигнатуру в 150 символов, но ни слова о том, как протекает процесс обмена информацией.

- Множество претензий предъявлялось к оборудованию, рекомендованному «Атласом» для установки. Участники алкогольного рынка утверждали, что оно было не самого лучшего качества, но хотя «Атлас» и не настаивал на его покупке, предложение это воспринималось как то, от которого невозможно отказаться. По мнению экспертов, предлагаемое ФГУП оборудование относится к средней ценовой категории и соответствует спецификации, сформированной в 2005 году. Несмотря на то, что к тому времени часть оборудования действительно «морально» устарела, сформированные на его основе комплексы вполне подходят для средней компании (а таких 80%). Крупные производители и экспортеры могут увеличить производительность комплексов ЕГАИС, но это потребует дополнительных материальных затрат.

Данные Росстата по производству 

По итогам да, запуск не прошел без косяков. Однако стоит признать, что проект такого масштаба совершенно невозможно запустить идеально. На это влияет не только изначальная проработка системы (как с технической, так и с административной точки зрения), но и готовность самих участников процесса быстро адаптироваться, принимать новые условия «игры», подготовка сотрудников на местах и техническое оснащение заводов по всей необъятной Родины нашей. Поэтому, несмотря на разразившийся алкокризис, система должна была остаться и жить. По прошествии более 10 лет сложно спорить с тем, этот инструмент необходим.

Продолжение Истории ЕГАИС скоро.  


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic